Воздействующие факторы и виды футеровок
Стенки и днища бункеров находятся под воздействием ряда факторов. Основным из них есть абразивность, а именно способность многих материалов истирать поверхности бункеров при движении.
В приемных бункерах материалы в виде крупных обломком, падая со значительной высоты, разрушают днища и стенки. Для защиты внутренних поверхностей стенок и днищ бункеров от этих воздействий предусматривается защита в виде футеровки.
Характер футеровок зависит от крупности кусков, абразивности и количества материалов, проходящих через бункер в определенный период времени, как правило через год.
Футеровке подлежат внутренние поверхности бункеров, подвергающиеся износу от трения или ударов.
Степень абразивности зависит от крепости породы, характеризуемой коэффициентом крепости по Протодьяконову. Концентраты черных и цветных металлов, а также неметаллических материалов в виду малых размеров зерен отнесены к малоабразивным материалам.
Как правило, для футеровки поверхностей применяются металлические листы или плиты, а в некоторых случаях рельсы.
Весьма рациональной и эффективной для защиты поверхностей является футеровка из плит каменного литья, укладываемых на готовую поверхность бетона или в опалубку при изготовлении сборных плит бункеров.
В отдельных случаях находит применение футеровка из сталебетона, но данный вид защиты поверхностей является мало распространенным.
Листовая футеровка – футеровка поверхностей бункеров стальными листами, толщиной 6-40 мм. Крепление листов к закладным деталям бункера производится сваркой. В некоторых случаях листы футеровки укладываются с зазором 10-30 мм и привариваются сверху и снизу к закладным деталям.
Сварные швы рекомендуется делать прерывистыми. Футеровка из прокатных листов или литых плит толщиной более 40 мм крепится к бетону при помощи болтов, проходящих через газовые трубы, заложенные в стенках бункера.
При работе футеровки не только на истирание, но и на ударную нагрузку (падение больших кусков твердого материала с высоты) необходимо предусматривать дополнительный слой для амортизации. Этот слой выполняется из брусьев твердых пород дерева различной толщины.