Особенности унификации силосов
Силосный склад, создающий большую концентрацию нагрузок на фундаменты, в большей степени, чем другие здания и сооружения, взаимодействует с грунтами оснований. Имея большую высоту стен и сплошную фундаментную плиту, силосный корпус передает давление на основание как жесткий штамп, величина и положение равнодействующих веса которого меняется. Вследствие неравномерности реакции основания и неравномерного размещения нагрузки внутри силосного корпуса в нем возникают изгибающие моменты и перерезывающие силы от общего изгиба корпуса. Перерезывающие силы воспринимаются, главным образом, стенами силосов, в которых в связи с этим возникают дополнительные срезывающие и растягивающие усилия.
В сблокированных силосных корпусах, имеющих два, три и более силосов в ряду, при разгрузке некоторых силосов возникают дополнительные растягивающие усилия в стенках.
Вследствие сложности работы пространственной конструкции силосного корпуса и невозможности определить характер приложения нагрузки через днище величины дополнительного растяжения и среза в стенах и в местах их сопряжения силосов значительной величины, особенно для силосов с тяжелыми насыпными грузами. Уменьшать это напряжение можно путем придания большей жесткости силосному корпусу, уменьшением диаметра силосов и увеличением их количества, т.е. созданием, таким образом, более жесткой силосной конструкции.
Подобные решения применяются при унификации зерновых элеваторов. Поэтому для многорядных силосных корпусов целесообразно применение силосов малых диаметров. Наиболее жесткой конструкции можно достигнуть при возведении монолитных силосов. Сборные железобетонные конструкции в меньшей мере, чем монолитные, способны воспринимать дополнительные напряжения, которые возникают в силосных корпусах от общего изгиба.
Исходя из этих соображений, при унификации количество рядов силосов диаметром 3 и 6 метров практически не ограничивалось. В то время, как для силосов, имеющих диаметр 12 метров, учитывая практику строительства, а также высказанные выше соображения о работе таких сооружений в условиях общего изгиба, принято решение располагать в корпусе не более 4 таких силосов. Однако, в некоторых случаях, существует практика эксплуатации силосных корпусов при диаметре 12 метров секциями в 6 силосов.
При создании унификации учитывалась возможность перехода от монолитных силосов к сборным и было принято такое решение стен силосов, которое обеспечивало взаимозаменяемость сборных конструкций с монолитными без изменения конструктивных решений других элементов. Таким конструктивным решением сборных силосов явилось применение готовых колец, из которых монтируется силос, либо элементов, равных части кольца, с простейшим сопряжением их в кольцо на монтаже. При блокировке силосов в корпуса кольца монтируются с небольшим зазором, друг к другу с последующим замоноличиванием узлов сопряжения. Унификация сборных стенок силосов позволила резко сократить количество типоразмеров элементов заводского изготовления. В результате проделанной работы унифицированные типовые конструкции силосных корпусов могут быть использованы при проектировании складов, состоящих из нескольких сблокированных (или одного) одинаковых по диаметру и высоте силосов с различными подсилосными этажами.