Сокращение сроков строительства – одна из основных задач при организации монтажных работ, решить которую можно за счет уменьшения количества монтажных элементов и применения новейших технологий.

Есть два способа уменьшить количество монтажных элементов. Первый включает в себя адекватное расположение конструкций, увеличение уклона монтируемых по определенной технологии ферм и колонн, внедрение беспрогонных технологий монтажа. И второе – нарастить конструкции до того, как их поднимут и установят в проектное положение.

Предварительное укрупнение конструкций на блоки позволяет увеличить массу одного подъема, улучшить использование монтажного крана по грузоподъемности, заменить очень опасную работу альпиниста-верхолаза безопасной установкой конструкций на земле, повысить качество сборки, благодаря удобству постоянного наземного контроля. Однако увеличение размеров конструкций должно быть экономически обосновано и не вызывать увеличения трудозатрат за счет применения более мощных кранов с большей стоимостью машинной смены. Это можно сделать в тех случаях, когда количество укрупненных блоков и конструкций с большой массой, соответствующей максимальной грузоподъемности крана, составляет незначительную часть от их общего количества.

Необходимо стремиться не к разовому подъему большой массы, а к максимальному увеличению размеров маломассивных элементов конструкции. Эффект от ускорения монтажных работ может окупить затраты, связанные с применением крана, за счет увеличения стоимости машинной смены при условии, что предварительный монтаж осуществляется параллельно с подъемом блоков в проектное положение и осуществляется не монтажным, а дополнительным краном, эксплуатируемым с меньшими затратами за машинную смену.

Таким образом, возможны два принципиально разных метода монтажа. Поэлементная, где каждый конструктивный элемент поднимается отдельно и устанавливается в проектное положение, и крупноблочное, где различные конструктивные элементы предварительно собираются, укрупняются перед подъемом в пространственные объёмные блоки.

Наибольшее количество элементов малой массы характерно для подкрановых балок, тормозных конструкций, поперечных связей и конструкций кровли, связей по нижним поясам ферм, прогонов, фонарей.

Укрупнение подкрановых балок пролетом 12 м не вызывает затруднений. Балки средних рядов объединяют попарно с тормозными конструкциями и ригелями, а крайние ряды – с тормозными конструкциями.

Установить все конструкции кровли, включая фонарь, крупными блоками, используя обычные решения, невозможно, так как при попарном наращивании стропильных ферм с креплениями и элементами прогона в объёмные блоки между каждыми двумя остаются распорки, балки, профнастил, блоки, которые нужно собирать отдельно. В результате, общее количество креплений может быть уменьшено только примерно вдвое.

При таком процессе укрупнения как тяжелые блоки, так и отдельные элементы покрытия собираются с помощью кранов, грузоподъемность и высота подъема крюка которых выбираются в соответствии с условиями подъема и установки массивных блоков. Очевидно, что применение тяжелых кранов для сборки легких прогонов и распорок экономически не оправдано. Кроме того, обычная техника процесса укрупнения, стендовая сборка, несколько снижает трудоемкость работ, так как по сравнению с поэлементной сборкой сокращается только количество подмостей за счет сборки сборочных единиц непосредственно на земле.